Учебники

Macmillan Primary Grammar Level 1 Student's book pack

Macmillan Primary Grammar Level 1 Student's book pack

Автор: Cochrane, S Издательство: Macmillan Education Дата издания: год Формат: Mixed med...

Gateway A2 : Student's Book Plus Online Pack

Gateway A2 : Student's Book Plus Online Pack

Автор: Spencer, David Издательство: Macmillan Education Дата издания: 2011 год Формат: Mix...

Macmillan Exam Skills For Russia New Tests for YEGE

Macmillan Exam Skills For Russia New Tests for YEGE

Автор: Mann, Taylore-Knowles et al Издательство: Macmillan Education Дата издания: год Фор...

Реклама

Л. Н, Давыденко. Экономическая теория: Учеб. пособие. Раздел 2

Л. Н, Давыденко. Экономическая теория: Учеб. пособие. Страница 155

Что касается вступления в олигополистическую отрасль новых фирм, то объективно в таких случаях оказываются недостаточными производственные возможности и денежные средства, чтобы противостоять сложившимся исторически мощным фирмам.

4. Чистая, или абсолютная, монополия одной фирмы возникает в том случае, когда производится уникальный вид продукта, у которого нет хороших или близких заменителей. Например, электрическая компания может пренебречь такими заменителями, как свечи или керосиновые лампы в практике освещения города.

При монопольном положении фирма осуществляет значительный контроль или диктат (от лат. dictatus - предписанный) над ценой продукта. Фактически монополист выбирает и цену, и объем производства, но вынужден учитывать объективную взаимосвязь между предложением и спросом. Повышение цены ведет к уменьшению объема продаж, а увеличение объема производства - к снижению цены. Поэтому. «монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции».

Например, понизив цену и увеличив объем продаж в определенном соотношении, монополист получит' большую сумму валовой выручки и, соответственно, прибыли за год, чем позволяла прежняя более высокая цена, хотя в ней заключалась большая прибыль на единицу продукции.

Особым признаком ценообразования в условиях чистой монополии выступает ценовая дискриминация. Она «имеет место, когда данный продукт продается по более чем одной цене и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках». Реальность ценовой дискриминации подтверждается, например, существованием «магазинов для бедных» и «магазинов для богатых». За счет ценовой дискриминации монополист получает дополнительную прибыль.

Вступление другой фирмы в монополизированную отрасль связано с преодолением определенных барьеров: патентов и лицензий, имеющихся у монополиста, его собственности на важнейшие виды сырья или нечестной конкуренции с его стороны. В случае естественной монополии это вступление становится неоправданным экономически. Но с другой стороны, естественные монополии, а также другие виды монополий должны регулироваться государством, в том числе местными органами власти.