Учебники

Macmillan Primary Grammar Level 1 Student's book pack

Macmillan Primary Grammar Level 1 Student's book pack

Автор: Cochrane, S Издательство: Macmillan Education Дата издания: год Формат: Mixed med...

Gateway A2 : Student's Book Plus Online Pack

Gateway A2 : Student's Book Plus Online Pack

Автор: Spencer, David Издательство: Macmillan Education Дата издания: 2011 год Формат: Mix...

Macmillan Exam Skills For Russia New Tests for YEGE

Macmillan Exam Skills For Russia New Tests for YEGE

Автор: Mann, Taylore-Knowles et al Издательство: Macmillan Education Дата издания: год Фор...

Реклама

Дубов И. В. Великий Волжский путь. Раздел 1

Дубов И. В. Великий Волжский путь. Страница 57

Однако по этому вопросу существуют и другие мнения. Так, Н. В. Тухтина вслед за другими исследователями (А. А. Спи- цыным, Т. Арне, Э. Кивикоски) связывает сопки в низовьях Волхова в окрестностях Ладоги с норманнами. Известна также позиция, согласно которой в рассматриваемой погребальной традиции следует видеть не славянские, а иные этнические корни и, скорее всего, финно-угорские. Известные исследователи славянских древностей И. И. Ляпушкин и М. И. Артамонов полагали, что нет достаточных оснований для отнесения сопок к достоверно славянским погребальным памятникам.

В своей последней работе И. И. Ляпушкин по поводу сопок отмечал, что «они нуждаются в дополнительном изучении и классификации». Эти выводы были развиты и конкретизированы в работе Г. С. Лебедева и Е. А. Рябинина, которые пришли в итоге к заключению, что «сопки. . . по крайней мере в ранних пластах, могут быть связаны с дославянским населением Северо-Запада».

Развернутую аргументацию славянской принадлежности привел В. В. Седов в своей недавно опубликованной фундаментальной монографии, посвященной истории и археологии восточных славян VI—XIII вв.

Исследователь ладожских сопок В. В. Петренко предлагает их полиэтническую интерпретацию: «.. .выявленная неоднотипность сопок, не составляющих последовательных звеньев одной типологической линии развития обряда, заставляет отказаться от моноцентричной схемы происхождения крупногабаритных погребальных сооружений Северо-Запада». Далее он отмечает, что в этом погребальном обряде отразился «процесс взаимодействия разных этнических групп».

Думается, что такой подход на данном этапе наиболее обеспечен материалом и перспективнее. Однако все-таки следует соглашаться с В. В. Седовым, согласно заключениям которого сопки имеют славянское происхождение. Но поскольку в По- волховье славяне оказались в тесных и прямых контактах с различными этническими группами и в первую очередь с фин- но-уграми и скандинавами, то и в их погребальных памятниках нашли свое отражение следы этих взаимоотношений и взаимовлияний.