Учебники

Macmillan Primary Grammar Level 1 Student's book pack

Macmillan Primary Grammar Level 1 Student's book pack

Автор: Cochrane, S Издательство: Macmillan Education Дата издания: год Формат: Mixed med...

Gateway A2 : Student's Book Plus Online Pack

Gateway A2 : Student's Book Plus Online Pack

Автор: Spencer, David Издательство: Macmillan Education Дата издания: 2011 год Формат: Mix...

Macmillan Exam Skills For Russia New Tests for YEGE

Macmillan Exam Skills For Russia New Tests for YEGE

Автор: Mann, Taylore-Knowles et al Издательство: Macmillan Education Дата издания: год Фор...

Реклама

Дубов И. В. Великий Волжский путь. Раздел 1

Дубов И. В. Великий Волжский путь. Страница 46

Характеристика материалов городецких памятников позволяет утверждать, что их обитатели имели обширные связи со своими соседями, осуществляющиеся по основным водным путям, включая Волгу и Оку. Так А. Л. Монгайт утверждает, что «население городецких городищ было знакомо с обработкой металлов, но металлургия находилась на самой первоначальной стадии развития».27 В связи с этим он полагает, что первоначально металл и изделия из него были здесь привозными. Комплексы вещей этого времени дают возможность проследить связи данного района с Прикамьем и Приуральем. А в составе инвентаря муромской группы памятников известны находки крестовидных фибул прибалтийского происхождения.

Итак, район Оки, где в основном размещались городецкие племена, имел аналогичные связи, что и дьяковские племена, т. е. с Прикамьем и Прибалтикой, а значит городецкие и дьяковские племена входили в единую или, по крайней мере, близкую этнокультурную область и были связаны с другими землями и между собой по Волжской водной системе. Неслучайно, что до сих пор нет окончательной ясности в интерпретации ряда как дьяковских, так и городецких памятников.

П. Η. Третьяков считает, что памятники поречья Оки можно с равным успехом относить как к дьяковским, так и к городецким, поскольку Ока являлась пограничьем между двумя этими культурами.28 Напомним, А. А. Спицын вообще не признавал как таковой городецкой культуры, а ее поселения относил к дьяковским. Кроме того, такой классический городецкий памятник, как Старшее Каширское городище, находится в местности, где происходили контакты не только между дьяковскими и городецкими племенами, но и с балтами. Как широко известно, основным отличием городецкой культуры от дьяковской принято считать керамику. Дьяковская керамика — текстильная, а городецкая — рогожная. В данном районе обычным явлением стали находки обоих типов керамики в одних и тех же слоях и сооружениях. На раннем этапе дьяковская и городецкая культуры — вообще практически идентичны, и локальные особенности появляются лишь со II—III вв. н. э. Эти культуры сближаются во многих чертах: одинаковы основные занятия населения, сходна динамика развития и конструктивные особенности жилищ, много общих черт в материальной и духовной культуре. А. П. Смирнов и Н. В. Трубникова связывают с городецкой : культурой ранние рязанские могильники, в которых погребения совершены в грунтовых ямах.29 Ранее эта связь отрицалась.30