Учебники

Macmillan Primary Grammar Level 1 Student's book pack

Macmillan Primary Grammar Level 1 Student's book pack

Автор: Cochrane, S Издательство: Macmillan Education Дата издания: год Формат: Mixed med...

Gateway A2 : Student's Book Plus Online Pack

Gateway A2 : Student's Book Plus Online Pack

Автор: Spencer, David Издательство: Macmillan Education Дата издания: 2011 год Формат: Mix...

Macmillan Exam Skills For Russia New Tests for YEGE

Macmillan Exam Skills For Russia New Tests for YEGE

Автор: Mann, Taylore-Knowles et al Издательство: Macmillan Education Дата издания: год Фор...

Реклама

Дубов И. В. Великий Волжский путь. Раздел 1

Дубов И. В. Великий Волжский путь. Страница 45

Таким образом, дьяковские мерянские племена были непосредственными предшественниками славяно-русского населения, осваивавшего Волго-Окское междуречье в IX—X вв. по древним водным путям, включавшим в себя и Волжскую систему.

Рассмотренные материалы позволяют прийти к выводу, что племена дьяковской культуры имели тесные этнокультурные контакты с финно-угорским населением Прикамья — носителями ананьинской культуры и западным балтским этническим массивом. Эти контакты не ограничивались лишь торговым обменом, а включали даже инфильтрацию населения как с востока, так и с запада, что хорошо видно по находкам, происходящим с городищ Троицкого, Березняковского и ряда других.

Славяно-русские переселенцы двигались в Волго-Окское междуречье по проторенным путям, хорошо известным местным племенам в течение не только столетий, но и более чем тысячелетия. Это были пути балто-финских связей, а с IX в. они стали дорогой формирования качественно нового этнического образования, впитавшего в себя многие компоненты и в первую очередь— славянские, финно-угорские и балтские.

В это же время бассейн Средней Оки и Среднего Поволжья был занят племенами, культура которых вошла в литературу под названием городецкой. По своему облику она близка дьяковской. Эта культура детально изучена в трудах В. А. Город- цова, Н. В. Трубниковой, А. П. Смирнова, Е. И. Горюновой и П. Н. Третьякова.24 В. А. Городцов датировал городецкую культуру III в. до н. э. — III в. н. э.

П. Н. Третьяков полагает, что «хронологические рамки Городецкой культуры оказались такими же, что и у дьяковской культуры».25 В исследовании Е. И. Горюновой предлагается иная датировка — середина I тыс. до н. э. — конец I тыс. н. э.

Н. В. Трубниковой проведена классификация памятников Городецкой культуры и выявлено пять ее групп: окская, мокшан- ско-цнинская, куйбышевская, хвалынско-саратовская и муромская. Более детальная проработка материалов городецкой культуры проведена в специальном сводном исследовании А. П. Смирнова и Н. В. Трубниковой. В этой работе они выделяют уже 6 локальных групп городецкой культуры: среднеок- скую, северо-западную (нижнеокскую), северную, восточную, юго-восточную и центральную.26