Учебники

Macmillan Primary Grammar Level 1 Student's book pack

Macmillan Primary Grammar Level 1 Student's book pack

Автор: Cochrane, S Издательство: Macmillan Education Дата издания: год Формат: Mixed med...

Gateway A2 : Student's Book Plus Online Pack

Gateway A2 : Student's Book Plus Online Pack

Автор: Spencer, David Издательство: Macmillan Education Дата издания: 2011 год Формат: Mix...

Macmillan Exam Skills For Russia New Tests for YEGE

Macmillan Exam Skills For Russia New Tests for YEGE

Автор: Mann, Taylore-Knowles et al Издательство: Macmillan Education Дата издания: год Фор...

Реклама

Дубов И. В. Великий Волжский путь. Раздел 1

Дубов И. В. Великий Волжский путь. Страница 44

П. Н. Третьяков также рассматривал территориальные и хронологические рамки дьяковской культуры: «В настоящее время дьяковскими городищами называют древние городища лишь Волго-Окского междуречья, Верхнего Поволжья и области Валдайской возвышенности». Древнейшие из них он связывает с рубежом первой и второй четверти I тыс. до н. э., а самые поздние относит ко второй-третьей четверти I тыс. н. э.

В настоящее время, как мы отмечали выше, границы дьяковской культуры несколько уточнены. К· А. Смирнов обозначает их следующим образом: «.. .южная граница ее проходила по Оке... На западе к.территории дьяковской культуры следует отнести верховья Западной Двины и Ловати. Северную границу культуры в настоящее время указать трудно, так как этот район еще недостаточно обследован. Во всяком случае, по Волге дьяковские городища доходили до Костромы. На востоке дьяковская культура граничила с городецкой».20 И К. А. Смирнов и другие исследователи определили хронологические рамки дьяковской культуры — VII—VI вв. до н. э. — V—VI вв. н. э.21 Эта датировка близка к хронологии П. Н. Третьякова. Однако обнаруженные новые материалы и пересмотр хронологии старых находок позволяют утверждать, что все-таки права была Е. И. Горюнова, когда утверждала, что жизнь на дьяковских городищах продолжалась вплоть до IX в., т. е. до начала заселения славянами северо-восточных земель.22

И. Г. Розенфельдт считает возможным установить верхнюю дату для дьяковского городища Березняки — X столетие. При этом она пересматривает или уточняет хронологию многих предметов, найденных в дьяковских комплексах, и в частности, датирует обряд погребения в «домиках мертвых» VI—X вв. В итоге она допускает прямые хронологические контакты местного финно-угорского дьяковского населения и пришлого славянского, которые могли осуществляться лишь с IX в.23