Учебники

Macmillan Primary Grammar Level 1 Student's book pack

Macmillan Primary Grammar Level 1 Student's book pack

Автор: Cochrane, S Издательство: Macmillan Education Дата издания: год Формат: Mixed med...

Gateway A2 : Student's Book Plus Online Pack

Gateway A2 : Student's Book Plus Online Pack

Автор: Spencer, David Издательство: Macmillan Education Дата издания: 2011 год Формат: Mix...

Macmillan Exam Skills For Russia New Tests for YEGE

Macmillan Exam Skills For Russia New Tests for YEGE

Автор: Mann, Taylore-Knowles et al Издательство: Macmillan Education Дата издания: год Фор...

Реклама

Дубов И. В. Великий Волжский путь. Раздел 1

Дубов И. В. Великий Волжский путь. Страница 15

Следующей составной частью этого пути после Сяси была р. Тихвинка, издревле известная как водная торговая артерия в системе балтийско-волжских связей. По оценкам, представленным по состояиию на конец XIX—начало XX в., р. Тихвинка была вполне судоходной. С нее путь шел по суше, волоком до р. Соминой, с которой попадал на Мологу — приток собственно Волги. Тихвинка судоходна и поныне.

Наконец, третьим вариантом пути из Балтики на Волгу является система переходов Ладога — Свирь — Онега — Вытегра — Ковжа — озеро Белое — Шексна. Этот путь также используется с глубокой древности, впоследствии на его основе была создана Мариинская система, а затем Волго-Балтийский канал. Первой составной частью этого пути является р. Свирь. Она вытекает из Онежского озера и впадает в Ладожское. Свирь, как и многие реки Балтийского бассейна, порожистая. Название р. Свирь — вепское, что означает «Сювярь», «Сюверь» — глубина. Наиболее яркое описание путешествия по Свири дано Н. Озерецковским: «Я на малом судне, от устья до вершины, поднимался ею целые девять дней, но большие суда, каковы, например, галиоты, по большей части более месяца в пути сем препровождают, так что за неимением попутного ветра по целому месяцу на одном месте в Свири простаивают.. ,» Это сообщение подтверждает, что условия судоходства по Свири были крайне сложные.

Важными составными частями рассматриваемого варианта пути были озера, которые и в XIX в. являлись «наиболее тяжелыми звеньями Мариинского водного пути». Прежде всего назовем озера Онежское и Белое. «Онежское озеро... пользуется дурной репутацией благодаря множеству подводных камней, так называемых „луд" вблизи берегов его». Аналогична была ситуация и на оз. Белом. Судоходство здесь было обеспечено лишь в XIX в., когда в 1844 г. был построен обводной Белозерский канал, а в 1851—Онежский. Онежское и Белое озера имели между собой связь по рекам Вытегре и Ковже, а также волоку между ними.