Реклама

Бобровникова Т. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена. Раздел 2

Бобровникова Т. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена. Страница 227

Но тут на Панетия обрушился новый удар, который поколебал все его мировоззрение до самых основ. То было могучее влияние Полибия из Мегалополя.

Оба ученых грека познакомились в доме Сципио­на. Публий их и познакомил. Хотя Полибий и не лю­бил философии, он охотно беседовал с молодым родосцем, и, по-видимому, эти беседы произвели на юного грека неизгладимое впечатление. Прежде все­го он, как все, кто знакомился с Полибием, увлекся ис­торией — наукой, которую презирали прочие стоики. У Цицерона есть очень любопытное место. В одном из своих диалогов он выводит самого себя и своего друга. Оратор рассказывает ему, что один из стоиков увлекался историей. Его собеседник изумлен. «Да что ты говоришь? — восклицает он. — Неужели стоики за­нимались подобными вопросами?» — «Нет, — отвеча­ет Цицерон, — реальные государства этих мудрецов не интересовали». Но главное — Полибий поколебал его веру.

Краеугольный камень Стой — это вера в судьбу. Судьба — это и есть предначертания Промысла, ко­торые управляют нашей жизнью. «Судьба определя­ет возникновение всего на свете, — так пишет Хрисипп в книге «О судьбе», Зенон и Боэф в I книге «О судьбе». — Судьба есть причинная цель всего сущего или же разум, по которому движется мир» (Diog., VII, 149). Судьбу можно узнать с помощью мантики — науки о гадании. Поэтому стоики придавали ораку­лам и гаданию огромное значение. «Хрисипп собрал бесчисленное множество оракулов» (Cic. Div., I, 37). «Стоики защищают все виды гаданий в соответст­вии с тем учением, которого как бы семена рассе­ял уже Зенон в своих записках, а Клеанф это уче­ние еще пополнил. Затем присоединился к ним Хрисипп... который все учение о гаданиях изложил в двух книгах и помимо этого еще в одной — об ора­кулах, и в одной — о сновидениях. А вслед за ним издал еще одну книгу его ученик Диоген Вави­лонский, две — Антипатр, пять — наш Посидоний» (ibid., I, 6).

mozahara.jpg
index.jpg