Реклама

Бобровникова Т. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена. Раздел 2

Бобровникова Т. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена. Страница 209

Слово «божество» в этих рассказах следует заме­нить словом «судьба», и мы проникнем в глубинные убеждения Сципиона. Конечно, подобные высказы­вания о непостоянстве и зависти судьбы были до не­которой степени общим местом античной литерату­ры и философии. Но для Публия они были выстра­данными личными убеждениями. Он сам присутст­вовал при роковых катаклизмах, он сам был орудием судьбы и ощущал на лице своем ее страшное дыха­ние. Ему было 17 лет, когда он собственными глазами увидел, как пала в прах великая Македония, власти­тельница вселенной, о которой он столько читал. И тогда отец его, глубоко потрясенный, произнес не­забвенную речь о судьбе. Эта речь в такую минуту, вместо торжества и ликования, не могла не произве­сти на мальчика неизгладимого впечатления. Он ви­дел, как мрачен и озабочен отец после своей великой победы. Он часто говорил, что ждет великого несча­стья от судьбы. И вот у Сципиона один за другим уми­рают оба младших брата. И осиротевший отец сказал тогда, что это ему возмездие от судьбы и он рад, что ее удары пали на него, а не на Рим. Нет. Такие минуты не забываются.

В расцвете сил Сципион сам разрушил великое царство и уничтожил Карфаген. И в эту минуту, схва­тив Полибия за руку, он плакал, говорил о преврат­ности судьбы и страшился за будущее Рима. Когда после этого мы слышим, как в беседе с Газдрубалом он прямо повторяет слова своего отца, говоря, что судьба дает нам страшные и внушительные уроки и, глядя на это, нам, смертным, никогда не подобает разрешать себе ни наглых речей, ни поступков (XXXIX, 4); когда мы узнаем, что он часто повторял своему другу Панетию, что главный смысл филосо­фии в том, чтобы напомнить людям о непостоянстве судьбы, ибо «людей необузданных из-за счастливых обстоятельств и самоуверенных следует как бы ввес­ти в круг разума и науки, чтобы они осознали шат­кость дел человеческих и изменчивость судьбы» (Cic. De off., I, 90), то мы начинаем понимать, как глубоко эта идея пустила корни в его сознание.

mitingirazr.jpg
1203633624_belgrad-2.jpg