Реклама

Бобровникова Т. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена. Раздел 1

Бобровникова Т. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена. Страница 8

Впрочем, хотя и потеряв к нему уважение, победи­тель все же старался окружать побежденного всевоз­можными знаками уважения. При этом Персей вто­рично уронил себя в глазах своего гордого врага. Он попросил римлянина избавить его от унижения три­умфа. Эмилий отвечал, что это целиком во власти ца­ря, и недвусмысленно намекнул, что даст возмож­ность Персею покончить с собой. Он воображал, что оказывает бывшему царю великую милость, но у Персея не хватило духу принять столь любезное предложение. После этого Павел стал считать его са­мым жалким существом на свете.

Когда побежденный царь удалился, окружающие не могли скрыть ликования, но сам полководец си­дел в глубокой задумчивости. Все смотрели на него с изумлением. Наконец он заговорил:

— Должно ли такому существу, как человек, в пору, когда ему улыбается счастье, гордиться и чваниться, покоривши народ или город, или царство, или же, напротив, поразмыслить над этой превратностью судьбы, которая, являя воителю пример всеобщего нашего бессилия, учит ничто не считать постоян­ным и надежным? Есть ли такой час, когда человек может чувствовать себя спокойно и уверенно, раз именно победа заставляет более всего страшиться за свою участь и одно воспоминание о судьбе, вечно ку­да-то спешащей и лишь на миг склоняющейся то к одному, то к другому, способно отравить всякую ра­дость? Неужели, за какой-то миг бросив к своим но­гам наследие Александра, который достиг высочай­шей вершины могущества и обладал безмерной вла­стью, неужели, видя, как цари, еще совсем недавно окруженные многочисленной пехотой и конницей, получают ежедневное пропитание из рук своих вра­гов, — неужели после всего этого вы станете утверж­дать, что наши удачи нерушимы перед лицом време­ни? Нет, молодые люди, оставьте это пустое тщесла­вие и похвальбу победой, но с неизменным смире­нием и робостью вглядывайтесь в будущее, ожидая беды, которою воздаст каждому из вас божество за нынешнее благополучие (ibid., 27).

mitingirazr.jpg
2381-002954-f40421960fa64da3d5d7d95869977cf4.jpg