Реклама

Бобровникова Т. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена. Раздел 1

Бобровникова Т. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена. Страница 39

В «Формионе» сын женится на бедной девушке. Но вот приезжает отец и преспокойно велит им развес­тись, хотя они безумно любят друг друга и у них уже ребенок. В «Самоистязателе» отец своей жестокос­тью доводит сына до того, что он бежит из дома.

Детей отцы не понимают и не хотят понять. «Не­справедливы к сыновьям всегда отцы, что правиль­ным считают, чтобы смолоду родились стариками мы и не мешались ни во что, что молодость несет с собой. На свой лад направляют нас, по собственным стремлениям, какие есть у них сейчас, не тем, что бы­ли некогда» (Heut., 210—220). В «Самоистязазгеле» сын влюблен. Узнав об этом, отец «не кротко обошел­ся с ним, как надо бы с душой больного юноши, а гру­бо—у отцов оно так водится» (Heut., 98—100). Идеал отношений отца с сыном — дружба. Увы! В жизни этого никогда не бывает. Между ними полное непо­нимание. Когда один раз отец мягко разговаривает с пришедшим в отчаяние сыном, тот в изумлении вос­клицает: «Неужели это отец! Он отец, но обошелся со мной, как друг, как брат» (Adelph., 707—708). Про од­ного юношу отцу говорят: «Он послушен, если толь­ко обращаться с ним умело, мягко, но ни ты не знал его, ни он тебя; так бывает постоянно там, где жизнь идет неправильно» (Heut., 578).

«Неправильно». Да, согласно комедии, отношения в семье строятся неправильно. Один-единственный раз автор показал, как они, по его мнению, должны строиться. Это сделал он в последней своей комедии «Братья». Пьеса — поистине вершина творчества по­эта, его квинтэссенция, его венец и завершение. Все мысли автора выражены ясно, последовательно и до­ведены до конца. Кроме того, она настолько сценич­на, действие в ней развертывается так стремительно, так живо, что даже читатель, не говоря уже о зрителе, не в силах от нее оторваться. Вот почему я останов­люсь на ней подробнее.

mitingirazr.jpg
DSC00459-vi.jpg