Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 2

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 220

Историки Франции предпочитают продлевать историю Средневековья до эпохи своей Великой революции. Феодаль­ные отношения, в первую очередь в форме крепостничества, оставались в Европе достаточно жизнеспособными до конца XVIII столетия, да и сельская жизнь в целом шла по тради­ционным путям. Во Франции, цитадели Просвещения, стра­не Вольтера, Дидро, Руссо и Мелье крестьяне, да и провин­циальные дворяне все еще жили в мире Средневековья: увлекались охотой на ведьм и волков-оборотней, отголоски которой достигали даже версальского двора, и, случалось, становились жертвами массовой истерии — «Великого Страха»,совсем как их средневековые предки в эпоху Крес­товых по<одов и Столетней войны.

В наией стране традиционная культура господствовала в провинциальных городах до революции, а на селе — до кол­лективизации; более того, традиционное начало, «культ предков> и прошлого, проявляясь в самых разных видах, живет и ε современном обществе, в самой основе его мента­литета — «коллективного бессознательного».

Традиционное начало присутствовало даже в революции, впрочем, не по-европейски, не в качестве сословно-юридической нормы, превращенной в орудие борьбы с абсо­лютизмом, а в ее стихийном духе, облаченном в прогрессистско-еЕропейскую, марксистскую форму. Революция, призванная европеизировать просторы России, оказалась направленной против самих носителей Прогресса, ибо это были люди из «общества» — «баре» по народной класси­фикации, а по революционной — «буржуи». Однако такой синтез Традиции и Прогресса — по итогам его реализа­ции — вряд ли следует считать наиболее благоприятным и перспективным.

А возможно ли было дальнейшее развитие европейско­го общества по традиционному пути? Ведь именно по нему шли в Новое время народы Азии и Африки. Традиционные ценности господствуют по сей день даже в такой стране, как Япония. Впрочем, еще до революции «Мейдзи» (еще одной революции под «традиционными» лозунгами, революции-реставрации) Маркс называл ее «самой европейс­кой страной мира»: японский феодализм был ближе «эта­лону» феодальной модели общества даже больше, чем феодализм французский, на основе которого эта модель вы­страивалась историками.

n86n-s09.jpg
0003rd6e.jpg