Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 2

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 219

Альтернатива: Европа без Америки

Итак, эпоха Возрождения, Великих географических от­крытий и Реформации (которая, по мнению Маркса, была Воз­рождением для Германии) положила конец Средневековью и господствовавшей в Европе традиционной культуре. Напом­ним, что Традиция видит идеал в Прошлом, а Прогресс — в Будущем, какими бы эти Прошлое и Будущее ни были.

Традиционное начало господствует в народной культуре. Именно в Новое время она была противопоставлена куль­туре «образованного общества», начиная с титанов-интел­лигентов Ренессанса и заканчивая «светским обществом» эпохи Просвещения, просвещенного абсолютизма и консти­туционных режимов (монархий и республик), при которых в него получают доступ и элита «Третьего сословия», и «слу­жилая» интеллигенция (в качестве, близком «ученым чинов­никам» Китая).

Заметим, что именно к этому времени, к рубежу XVIII— XIX веков относится появление тех костюмов, которые в странах Европы считаются народными, «национальными». В качестве выходной одежды — годной для воскресного бо­гослужения — они бытуют в сельской местности по край­ней мере вплоть до первой мировой войны. Мода крупных городов, вслед за модой «общества», все быстрее спешит по пути Прогресса, за которым провинции пока еще — слиш­ком весом груз Традиции — не угнаться. Прогресс, в том чис­ле и прогресс моды, обретает свою европейскую столицу — Париж, горрд революций, ставший, подобно древнему Риму, столицей европейской городской цивилизации.

Традиционная культура в европейских странах уходила в прошлое постепенно. Не случайно историки разных стран по-разному определяют дату завершения Средневековья. Для одних это открытие Нового Света (ихточка зрения рас­крыта в нашем очерке), для других — английская револю­ция середины XVII века — первая победа буржуазии (прав­да, буржуазии дворянской — «джентри») над Высшим Светом абсолютной монархии. Победа эта заключалась в первую очередь в утверждении частной, а не условной, ленно-феодальной, «служебной» собственности на землю. Это был сильнейший удар по традиционной культуре, в которой господствует коллективистское начало, а земля — символ, связующий людей друг с другом и миром — при любом спо­собе хозяйствования считается общинной, общей, Божьей. Утверждение частной собственности в аграрных отношени­ях становится первой задачей и Великой французской рево­люции, и германской 1918 года — всех прогрессистскихдви­жений, впрочем, кроме революции российской.

mozahara.jpg
DSC00459-vi.jpg