Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 2

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 192

Однако для самой Европы последствия «стальной рево­люции» были куда более значительны. Остановимся хотя бы на некоторых из них.

На рубеже XV—XVI веков меч перестает быть симво­лом рыцарства, а ношение меча — его прерогативой. И рас­продажа клинков старой ковки из королевских арсеналов, и широкий приток оружия нового образца наводняют рынок и становятся доступны всякому мало-мальски имущему кре­стьянину и «бюргеру»-«буржуа». Крестьянин с гравюры Дюрера отправляется на ярмарку с мечом под мышкой по­добно тому, как некогда его сеньор опоясывался мечом, со­бираясь в Крестовый поход.

Всеобщее вооружение народа, в котором демократы XIX ве­ка видели гарантию его свободы, к XVI веку становится на Западе реальностью. Владея — в обоих смыслах — оружи­ем, народ получил шанс закрепить добытые в борьбе пре­имущества, дать отпор тирании и освоить навыки тогдашних Организаторов Реальности: пройти военную школу и на­учиться защищать свою честь и имущество персонально, а не «всем миром» общины-коммуны. Народ готов был к ре­шительной вооруженной борьбе. Другой вопрос — насколь­ко она была успешна и под какими знаменами велась?

А пока что вооруженный народ пополняет ряды имперских войск в качестве наемников-ландскнехтов. Слово «ландскнехт» («слуга земли»), обозначавшее некогда полицейского чинов­ника и судебного исполнителя, становится символом народной армии, состоящей из наемных «солдат от сохи», которые чест­но, как и надлежит истинным мастерам, исполняют свои про­фессиональные обязанности и долг верноподданных непосред­ственно перед Государем-императором (кайзером), а также курфюрстами, маркграфами и прочими его наместниками. По­следние же в глазах народа становятся уже не «прекрасными господами», а такими~же «слугами земли», исполняющими долг перед своей бывшей вотчиной, в самоуправляющейся коммуне под верховной властью императора.

phpThumb_generated_thumbnailjpg.jpg
index.jpg