Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 2

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 180

Однако вернемся к нашим тиранам. С «Первым сосло­вием» — церковью — отношения у них складывались поразному. С одной стороны, привилегии Рима им тоже дово­дилось нарушать. С другой стороны, духовенство не могло не чувствовать в них родственную силу, направляемую Ра­зумной Волей, носителем которой — под именем Божьей — церковь и была в Средние века.

С такими людьми уже можно было договориться, не то что с воинственными императорами и гибеллинами. Ведь и Тиран всего лишь только человек: люди — смертны, Цер­ковь — непреходяща... Тем более, в руках Государей уже была реальная власть, которая ускользнула из рук церкви уже в век кайзера-крестоносца Фридриха.

До открытого конфликта дело старались не доводить обе стороны. Понемногу вызревало зерно «княжеской» и «ко­ролевской» Реформации, но она станет уделом уже не тиранов-одиночек, а их преемницы, монархии нового типа — Аб­солютной.

Итак, тираны были «жрецами Прогресса», приносящи­ми ему в жертву разобщенность сословий. Оказать действен­ное сопротивление их Воле — помимо морального, заклей­мившего имена тиранов в истории, в легенде и на сцене — сословия уже не могли. Кастовая разобщенность в мире упо­рядоченном уже отжила свое.

Простолюдин уже не нуждался в личной защите рыца­ря-сеньора — он мог прибегнуть к суду своей общины или королевских властей. Человек светский не нуждался в оте­ческих наставлениях духовенства — он научился мыслить, познавать мир и заботиться о своей душе сам. Сеньоры не нуждались в опеке и непосредственном окружении холо­пов — они уже могли воспользоваться услугами рынка (при наличии денег — крестьянской ренты).

Но кто же поддерживал тиранию? И кого поддерживала тираны? С кем и кем они были сами?

Если Тиран возвышается НАД сословиями, то на его сто­роне могут быть те, кто стоит ВНЕ сословий, а значит, и вне традиционного общества. Те, кого принято называть марги­налами — «промежуточными» или, попросту говоря, людь­ми «так себе», «ни то, ни се», а в индийской кастовой тради­ции — «неприкасаемыми».

mozahara.jpg
2381-002954-f40421960fa64da3d5d7d95869977cf4.jpg