Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 2

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 178

«Государь» — так Макиавелли и назвал свой труд в под­держку сильной власти, точнее, Власти Силы. От христиан­ского милосердия Государь был им освобожден. Добродетель Государя, по его мнению, заключалась в разумном распоря­жении жизнью и смертью подданных, убивать которых из-за плохого настроения Государя нехорошо, а для укрепления Го­сударственной Власти бывает очень даже полезно.

Что же, по крайней мере, человеческая Жизнь (а не одна лишь душа) приобрела ценность, точнее, стоимость, на по­литическом рынке. Отнюдь не абсолютную: но была ли она таковой и в самые «лучшие времена» торжества гуманиз­ма? Абсолют всегда абстрактен, а Государева милость ре­альна, хоть чаще всего и страшна...

Гуманизм Ренессанса видел самоценность не столько в людях, сколько в Человеке — и, в первую очередь, в Че­ловеке Власти, всевластном « маге от политики». Он не оли­цетворял сословие или касту, не возглавлял Круглый Стол или Святую Церковь, не воплощал на земле волю Бога, но был носителем собственной Разумной Воли, дающей право изменять обычаи предков, создавать законы для потомков, воевать, мирить, казнить и миловать.

В Темные века насильственная смерть от меча и огня была неуправляемой стихией; в упорядоченной ойкумене она должна была подчиняться новым порядкам. Мечты о всеоб­щем мире, как и прежде, лежали вне мира сущего — в об­ласти Царствия Господня. На грешной земле надо было хотя бы вернуть в берега, орошающие ее кровавые реки.

Знаменитые тираны XV века — ЛюдовикXI, Ричард III, «великолепный» Лоренцо Медичи и Чезаре Борджиа — все они оставили по себе в истории широкий кровавый след. В первую очередь потому, что поднимали руку на знать, в том числе на ее привилегию подлежать исключительно суду рав­ных себе, суду пэров («пэр» — равный).

mitingirazr.jpg
1203633624_belgrad-2.jpg