Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 2

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 173

Позиция духовенства как старшего из сословий в Сред­ние века открыто никогда не оспаривалась, хотя рыцари и, в первую очередь, их предводители, короли, всегда стремились встать с ним вровень. Способом доказать свою «угодность Господу» были для них и Крестовые походы, во время кото­рых «Христово воинство» и «Христова невеста», церковь, не раз вступали в конфликт. Так, например, освободитель Гро­ба Господня император Фридрих II (он попросту выкупил Иерусалим в 1229 году у мамелюков, с которыми поддержи­вал весьма терпимые отношения) постоянно попадал под Папский интердикт — отлучение от церкви. Только в Новое время, когда из среды «третьего сословия» выходят новые «хозяева жизни», конкуренция между двумя старшими со­словиями отходит на задний план общественной жизни.

Также, как индийские варны подразделялись на кастыджайны, западные сословия тоже не были едины. Старшие делились на «ордена» — причем не только монашеские: к ним относились и различные духовные конгрегации, и сту­пени «феодальной лестницы», от нетитулованных — до выс­шей аристократии, включая «орден» королей.

В «третьем сословии» существовали купеческие гильдии, ремесленные цеха и степени зависимости крестьян от феодала. Единого «крепостного права» в Средние века не было: кресть­яне попадали под власть сеньоров разными путями и при раз­ных обстоятельствах, но обычно на договорной основе. А вот условия «договора» могли быть разными, как и обязательства крестьян перед господином, и степень его власти над ними.

Однако полного подобия между кастовым строем Бхараты (так называют свою страну индусы) и сословными от­ношениями на средневековом Западе не существовало. Хри­стианская идея равенства людей перед Богом, закрепившаяся на фундаменте античной демократии, одновременно служи­ла тотальному подчинению всех и вся установившимся по­рядкам, предвещала освобождение от их гнета.

phpThumb_generated_thumbnailjpg.jpg
0003rd6e.jpg