Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 2

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 172

Так началось итальянское Возрождение. Общественный строй в северной Италии XIV—XV веков уже не был фео­дальным, но не был и капиталистическим, совмещая оба «способа производства» — вплоть до неразличимого их сме­шения. Роль профсоюзов играли «младшие» ремесленные цеха, противостоящие «старшим» — «буржуйским». Ари­стократы увлекались торговлей и предпринимательством как неким искусством или спортом. Внук сельского старосты, прославившись как лихой воин и полководец, взошел на трон герцогов Миланских, основав династию Сфорца — «Силь­ных». А «медики» — Медичи, поднаторев в банковском деле, прибрали к рукам Флорентийскую республику и стали вро­вень с королевскими дворами Европы.

В любой другой христианской стране, в первую очередь во Франции, чья история Средних веков является эталоном европейского феодализма (недаром в XIX веке Европа учи­лась истории у историков-французов), такое развитие собы­тий было недопустимо и невозможно. Кастовый строй был здесь немногим слабее, чем в Индии — исключая, разве что, преимущества католицизма и христианства вообще перед ин­дуизмом, о которых говорилось в первом разделе нашей кни­ги. Да и возник он в обеих странах в сходной ситуации.

В Индии «малые касты» — джайны — возникли после «арийского» завоевания, а «большие» — варны — оконча­тельно сформировались в эпоху Великого переселения наро­дов, когда из-за Гиндукуша вторглись «белые гунны», а пле­менное имя раджпутов стало синонимом варны кшатриев — воинов. В тогдашней Европе пришлось принимать те же меры: а как же иначе можно было создать единое общество из ста­рых и новых племен, когда зачастую жители соседних дере­вень пользовались разными языками, не говоря уже об обы­чаях и законах.

В этом обществе должно было быть свое место и у тру­жеников — потомков кельтов, пиктов, иберов, и у носите­лей античной греко-римской культуры — отныне христиан­ского духовенства, и у'доблестных белокурых сеньоров франкских, бургундских или норманнских кровей. Там свои могли общаться й жить со своими, а все вместе — допол­нять, поддерживать и обеспечивать друг друга: пищей и то­варом, оружием и защитой, а еще советом и знанием. Так возникает «кастовый строй» и на средневековом Западе. Аналогом четырех варн — брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр — стали три сословия: духовенство, или молящие­ся, — oratores, рыцарство, или воинствующие, — bellatores, и, наконец, трудящиеся — laboratores.

n86n-s09.jpg
0003rd6e.jpg