Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 2

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 169

Человек стал бесстрашен и свободен. А значит, Подви­жен — способен на Подвиг Движения.

Впрочем, и Средние века не были временем домоседов. Чего стоили одни только Крестовые походы. Но пилигримкрестоносец шел к центру мира, которым был для средне­векового христианина Иерусалим. Смысл этого центро­стремительного движения — Подвижничества был, как ни парадоксально, в желании обрести дом. Дом мирный, чис­тый, благополучный, радостный и светлый. Дом по имени Мир Божий.

В неупорядоченном, разорванном войнами, нашествия­ми, смешением племен и народов Средневековье найти убе­жище можно было только в Боге и через Него. Иерусалим был для крестоносцев вратами Божьего Мира, ключом к ос­воению и упорядочению Бытия.

А когда мир Европы — ойкумены упорядоченной — уже обрел черты этого, пусть не Божьего, но хотя бы Челове­ческого мира, его двери отворились Вовне.

В Океан.


Люди, равные Океанам

Есть люди, равные океанам.

Виктор Гюго

Новое время требовало новых людей. И они в Европе уже были. Их Европе дала Италия, а точнее, итальянское Возрождение.

Средневековье знало несколько «возрождений». Каро­лингское в VIII—IX веках и Оттоновское в X—XI веках рас­цвели при дворах франкских королей-императоров и первых кайзеров «Священного Рейха»; они, как и время Ярослава Мудрого на Руси, были первыми шагами на пути к новому Риму — Римской империи и римской школе.

Еще одно Возрождение — Романское — наступило после Первого Крестового похода — «освобождения Иеру­салима». Поход к Гробу Господню дружин Годфрида Бульонского и Роберта Нормандского (сына Вильгельма Заво­евателя), равно как и эпопея Руя Диаса де Бивара — Сида Компеадора, самозванного государя Валенсии, были так же беспримерны и неподражаемы, как Троянская война. Сы­новья первых крестоносцев, сознавая, что на ратном по­прище большего, чем отцы, им все равно не достичь, изби­рают иные пути.

mozahara.jpg
DSC00459-vi.jpg