Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 2

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 154

Как видим, у Броделя одной строкой идет беспокойство и о покрое одежды, и о карте мира. Цивилизации, способной проявлять такое беспокойство, выходя за рамки устоявших­ся традиций, принадлежало будущее. Понятно, что речь идет о европейской цивилизации, включившей в свой ментали­тет культ Прекрасной Дамы, частью которого, безусловно, является мода. Бродель приводит красноречивый пример того, как господство в мир моды обеспечивает и господство на мировом рынке:

« Фабриканты лионских шелков воспользовались в XVIII ве­ке тиранией французской моды, чтобы навязать за границей свою продукцию и устранить конкуренцию. Их шелковые из­делия были великолепны, но итальянские ремесленники вос­производили их без труда, в особенности, когда распростра­нилась практика высылки образцов. Лионские фабриканты нашли быстрый ответ: они стали содержать рисовальщиков, так называемых "иллюстраторов шелка", которые каждый год полностью обновляли образцы. Когда копии [итальянс­кая подделка лионских шелков] поступали на рынок, они ока­зывались уже старомодными».

Вряд ли лионские фабриканты, господствовавшие на рынке с помощью моды, считали ее излишеством, а тем бо­лее «излишеством нехорошим». Скорее они считали ее мощ­ным оружием устранения конкурентов. Оружие это, заме­тим себе, ковалось в храмах Прекрасной Дамы, каковыми являлись, в частности, те салоны, о которых пишет Себас­тьян Мерсье. Салоны, в которых мужчины становились ра­бами женских капризов. Мерсье называет этих мужчин из­неженными. Это не вполне справедливо. Разные там бывали мужчины, в том числе и очень неслабые. Бывал там, к при­меру, некий лейтенант Наполеон Бонапарт. На последую­щих этапах своей карьеры этот молодой человек отстаивал позиции французской моды на мировом рынке, прибегая к средствам очень сильным — от дипломатии до артиллерии. Гармоничное сочетание этих средств присутствовало, в част­ности, в проекте совместного французско-российского по­хода на Индию. (Об этом проекте мы тоже пишем в первой части нашей книги.)

mozahara.jpg
DSC00459-vi.jpg