Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 93

Вернемся, однако же, к Индии и кастовой системе. Не хотелось бы, чтобы у читателя сложилось впечатление, что мы отождествляем индийскую кастовую систему с современ­ными расизмом, фашизмом и апартеидом. От этих явлений кастовая система отличается так же, как, скажем, прими­тивная, первобытная медицина, не умеющая бороться с ин­фекционными болезнями, от методов бактериологической войны, включающих сознательное культивирование возбу­дителей этих болезней. Насколько можно понять Неру, кас­товая система не культивировала элементы расизма, а стремилась сделать приемлемыми формы его проявле­ния. Приемлемыми и как можно менее болезненными и для общества, и для отдельного человека. В современной меди­цине такой подход называется симптоматическим лечением, то есть таким лечением, которое, не устраняя (а иногда, увы, и не выявляя) причины болезни, борется лишь с ее внешни­ми проявлениями. Разумеется, речь идет о неприятных или опасных для больного симптомах, таких как боль или силь­ный жар. Медики симптоматического лечения не одобряют, но иногда практикуют — по необходимости. Для полноты картины следует заметить, что индийские патриоты, боров­шиеся за независимость своей страны и называвшие себя националистами, к современному фашизму и расизму отно­сились крайне негативно. Показателен в этом отношении трагический эпизод из жизни Джавахарлала Неру, когда он вежливо, но твердо отказался встретиться с Муссолини, желавшим лично выразить ему сочувствие по поводу смерти жены. Впрочем, кастовой системы в современной Индии Неру тоже не одобрял, хотя ее неприятие принимало у него формы не столь драматические.

Рассмотрим отношение кастовой системы к такой край­ней форме человеческой несвободы, как рабство. Неру пи­шет, что благодаря кастовой системе Индии удалось избе­жать сколько-нибудь серьезного распространения рабства. Напрашивается, увы, мысль о том, что кастовая система в какой-то степени заменяла рабство. Коль скоро мы затро­нули тему рабства и несвободы, давайте поговорим о свобо­де — о человеческой свободе. Заглянем в вышеприведен­ный фрагмент из книги Неру. В нем говорится о свободе группы. Но в современном понимании свобода — это, преж­де всего, свобода личности, свобода выбора для нее и, не в последнюю очередь, свобода выбора между группами, общ­ностями людей. Если человеку не нравится какая-либо общ­ность людей, он может перейти в другую. Это касается даже такой общности людей, какой является государство. Если че­ловек считает, что государство ущемляет его свободу, он может эмигрировать в другое. Право свободного выбора че­ловеком общности людей, в которой он желает жить, — одна из основных составляющих концепции открытого общества (эта концепция наиболее полно отражена в книгах Карла Поппера, более сжатое ее изложение можно найти в книге Джорджа Сороса «Советский Союз — к открытому обще­ству). Современное цивилизованное мировое сообщество стремится в максимальной степени следовать принципам открытого общества, важнейшим из которых является принцип свободного выбора человеком общности, в кото­рой он желает жить и работать. Конечно, западное обще­ство эпохи Великих географических открытий от этого идеа­ла было достаточно далеко (впрочем, и в нынешнем мире он остается больше идеалом, чем реально работающим право­вым механизмом). Но западные университеты оспаривали друг у друга и у папского престола влияние на умы и души людей, а западные монархи — еще не открытые земли за океаном. Поэтому энергичный человек имел возможность выбора: ярким примером является Колумб, предложивший свои услуги испанской короне, после того как его проект был отвергнут при португальском дворе.

phpThumb_generated_thumbnailjpg.jpg
DSC00459-vi.jpg