Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 92

Второй ответ, вроде бы, гораздо приятнее первого: касто­вая система была средством сохранения каждой из множе­ства существовавших в Индии культурных групп. Кроме того, она обеспечивала каждой такой группе полную свободу дея­тельности. Вот так — дать каждой культурной, религиозной и этнической общности возможность свободно развиваться и со­хранять свои традиции. Выглядит очень симпатично. Смуща­ет только одно обстоятельство. Система эта напоминает дру­гую, существовавшую совсем недавно в Южно-Африканской республике. Система эта, называемая апартеидом, в тео­рии провозглашала свободное (а для этого — раздельное) культурное развитие этнических групп. Почему, если свобод­ное, то обязательно раздельное? А чтобы не мешали друг дру­гу сохранять культурно-национальную чистоту. Ведь до вве­дения системы апартеида «британский империализм» мог навязывать свою культуру, например зулусам. И не только зулусам, но и африканерам (бурам) — потомкам выходцев из Голландии. В памяти африканеров еще жива англо-бурс­кая война — героическая борьба за независимость их дедов и прадедов, создавших в Южной Африке свои государства — Трансвааль и Оранжевую республику. Вот для того чтобы никто не мог навязывать бурам и зулусам язык Шекспира и Диккенса, и была создана система апартеида. Поскольку на юге Африки этническое деление часто совпадает с расо­вым, разделение это проводилось, преимущественно, по ра­совому признаку — существовали, к примеру, кроме универ­ситетов для белых, и университеты для черных, в которых белым учиться было запрещено. Как ни странно, эта заме­чательная система была осуждена международным сообще­ством как форма расизма.

Системе апартеида нельзя было отказать в последова­тельности. Запрещено было не только совместное обучение представителей разных рас, но и более интимные и важные для продолжения человеческого рода формы межрасового общения. Эти формы общения карались в уголовном поряд­ке. Справедливости ради надо сказать, что наказанию под­лежали обе стороны, вступившие в эти, запрещенные зако­ном отношения. Да, обе стороны — и черная, и белая. Принцип равенства перед законом в этом отношении соблю­дался. В этом смысле апартеид был ближе к кастовой систе­ме, чем формы расизма, практиковавшиеся белыми рабо­владельцами в США или, к примеру, в Бразилии. Героине популярного сериала мулатке Изауре, конечно, сложно (но не вполне невозможно) было претендовать на роль закон­ной супруги белого плантатора. Но не осложненные уза­ми брака нежные чувства белого плантатора к темноко­жей рабыне уголовному наказанию, во всяком случае, не подлежали. В странах Латинской Америки не подлежали они и сколько-нибудь строгому моральному осуждению. В США с этим было несколько сложнее, тем не менее, потомки от смешанных браков составляют весьма заметную долю насе­ления этой страны.

mitingirazr.jpg
index.jpg