Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 10

Для общей картины, вероятно, приведенных примеров достаточно. Более детально об этом в нашей книге говорит­ся дальше. В ней есть разделы, посвященные кораблям и ко­рабелам, финансам и финансистам, властным и силовым структурам. И получается, что Азия располагала, пожалуй, даже в избытке техническими и экономическими ресурсами для соревнования с Европой за господство над Океаном.

Тогда почему?! Почему не появились китайские и индий­ские колумбы и магелланы? Почему они не появились даже после того, как Западом были продемонстрированы возмож­ности и преимущества плавания в открытом океане?

Коль не состоятельны объяснения, связанные с материаль­но-техническими факторами, приходится рассмотреть факто­ры духовные. Беремся мы за это не очень охотно. Так же, как не очень охотно берутся за эту задачу все благоразумные авторы школьных учебников. Причины этого в общем понятны. Одао дело описывать факты наличия или отсутствия определенных технических средств и организационных структур, а также то, как эти средства и структуры функционировали, и совсем дру­гое — анализировать состояние души, чужой души, которая, как гласит пословица, — потемки. В особенности, когда речь идет о душах людей, живших века и тысячелетия назад. Конеч­но, после этих людей остались документы, письма, книги, опи­сывающие состояние их душ. Есть даже книги и книги книг, предписывавшие своим читателям то или иное состояние души. И были у этих книг и их авторов (настоящих или мнимых) мно­гочисленные почитатели. Вот только читали ли эти почитатели почитаемые ими книги? Много ли христиан прочитало от кор­ки до корки Библию, а коммунистов — «Капитал» Маркса? К счастью, духовные течения, охватывающие широкие массы людей, происходит в рамках определенных организационных структур. А в отношении организационных структур можно ста­вить конкретные вопросы, например, такие: 1. Позволяют ли эти структуры совместить два принципа: «Будь самим собой» и «Будь тем, кем ты должен быть»? То есть позволяют ли они человеку найти свое место в структуре, не жертвуя своей индивидуальностью, в ча­стности, творческим началом своей индивидуальности? Творческим началом, которое может оказаться очень по­лезным и для самих структур, в особенности для тех из них, которые помогают цивилизациям выжить в нашем непростом, постоянно меняющемся мире. Создают ли организационные структуры для творческих людей некое виртуальное пространство, в котором творческие люди могут действовать свободно, не опасаясь навредить ре­альной жизни? С другой стороны — обладают ли эти организационные структуры гуманитарными технологи­ями, позволяющими по мере необходимости использо­вать в реальности наработки, созданные в виртуале? То есть способны ли организационные структуры к пло­дотворному компромиссу между потусторонностью и «посюсторонностью» (как это называл выдающийся русский философ Георгий Федотов)?

mozahara.jpg
2381-002954-f40421960fa64da3d5d7d95869977cf4.jpg