Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 83

Приводя эти свидетельства расцвета культуры, Нерудалее пишет:

«И все же, по мере того как тысячелетие подходило к кон­цу, все это представляется уже закатом цивилизации. Блескутра давно исчез, полдень миновал. Юг сохранял жизнеспособность и силу, и это длилось еще несколько столетий. Индийские колонии за границей жили активной и полнокров­ной жизнью до середины следующего тысячелетия. Но сердце, казалось, останавливалось, его биение за­мирало, и постепенно это оцепенение и одряхление распространялись на конечности. После Шанкары, жившего в VIII веке, уже не было ни одной крупной фи­гуры в философии, хотя следует целый ряд комментато­ров и диалектиков. И сам Шанкара пришел с юга. Пытли­вость и дух дерзания уступают место формальной логике и бесплодной диалектике. И брахманизм, и буд­дизм приходят в упадок, и возникают деградированные фор­мы культа, особенно некоторые разновидности тантрическо­го культа и извращения системы йоги».

Обратим внимание на выделенные жирным курсивом ме­ста. Индийских колоний — «конечностей» — коснулось «оцепенение и одряхление» после того, как стало «замирать биение» некоего сердца в самой Индии. Впрочем, дальней­шее чтение этой цитаты наводит на мысль скорее о мозге, чем о сердце. Крупных философов сменяют комментаторы, «пытливость и дух дерзания уступают место формальной логике и бесплодной диалектике», то есть индийские Вирту­альные Модельеры вместо того чтобы искать и творить но­вое, предпочитают «пережевывать» старое.

И вот итог, как его формулирует Неру:

«Таким образом, мы видим, что Индия иссякала и теря­ла свой творческий гений и жизнеспособность. Процесс этот был медленным и продолжался несколько столетий, начав­шись на севере и под конец достигнув юга».

n86n-s09.jpg
0003rd6e.jpg