Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 82

Но, быть может, такой вывод является исключитель­но умозрительным и реальными фактами не подтвержда­ется? В конце концов, каста брахманов была достаточно многочисленной, и из ее рядов можно было набрать дос­таточное количество способных людей, обеспечивающих нормальное функционирование организаций Виртуальных Модельеров.

Посмотрим, что дают имеющиеся в нашем распоряже­нии факты для ответа на вопрос: могли ли индийские Вирту­альные Модельеры успешно выполнять свои функции после угасания в Индии буддизма. Угасание это, как мы уже писа­ли, началось в VII веке нашей эры, и к XII веку буддизм в Индии практически исчез.

Прежде всего следует вспомнить уже приводившийся нами факт — после XII века в Индии не появилось ни одно­го выдающегося математика. Для огромной страны, давшей миру десятичную позиционную систему счисления, это яв­ный признак упадка Виртуальных Модельеров. (Европейс­кая математика в этот период находится еще в младенчес­ком состоянии, но пройдет немного времени, и появится Раймунд Луллий с его деревянным компьютером — пращу­ром компьютеров нынешних.)

Этот кардинальный факт дополняют другие сообщаемые Неру факты, а также его оценки и наблюдения в описании кон­ца первого тысячелетия н.э. — исторического периода, когда буддизм в Индии, превратившись в господствующую религию, достиг пика своего развития, а затем стал клониться к упадку.

Неру пишет об индийских университетах того периода (в Наланде, Викрамашиле, БиХаре и Валлабхи, Удджаяни и Амравати). Он упоминает о них в прошедшем времени, что про­сто невозможно по отношению к старейшим европейским университетам, таким, например, как Оксфорд и Кембридж, готовящимся отметить свое восьмисотлетие. В Наланду, по сообщению Неру, стекались жаждущие знаний не только со всех концов Индии, но и из других стран: Китая, Японии, Ти­бета и даже из Кореи, Монголии и Бухары. «Помимо рели­гиозных и философских предметов (как буддийских, так и брахманистских), преподавались также естественные, гума­нитарные и прикладные науки. Там были школа и отделение архитектуры, медицинская школа, сельскохозяйственное от­деление, отделение молочных и животноводческиххозяйств». В этот университет было нелегко попасть, ибо допускались лишьте, кто уже достиг известного уровня знаний, часто обу­чались лица, уже окончившие другие университеты. Такая форма обучения аналогична современной аспирантуре.

mozahara.jpg
index.jpg