Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 67

Правда, после победы в гражданской войне Ашока при­ступил к реформам, которые, надо полагать, должны были обеспечить изобилие. Но реформы тоже имеют своих геро­ев. Герои эти тоже ждут награды от правителя-реформатора. Часто, впрочем, не ждут, а берут, не дожидаясь наступ­ления ими же обещанного всеобщего изобилия.

Можно, конечно, объявить вчерашних героев врагами — народа, престола, реформ, духовности, нации (за ярлыками дело не станет). И натравить на уже прорезавшихся и наку­шавшихся героев новых — так сказать, героев второго по­рядка. С этими — героями второго порядка — могут со вре­менем возникнуть те же проблемы, что и с героями первого порядка. Так ведь истории известны герои и третьего, и чет­вертого порядков. (Не только нашей истории — почитайте «Историю Великой французской революции» Томаса Карлейля — эта книга выходила недавно в русском переводе.)

Конечно, с героями все можно сделать. На то они и герои. Вот только возникает одна сложность: все эти пертурбации с героями разного порядка очень уж негативно сказываются на рабочей модели человеческого поведения, которая предусмат­ривает, что человек обязан служить обществу и получать за чест­ную службу награду. А как показывает опыт истории (не только римской), без такой модели человеческого поведения общество нормально функционировать и развиваться не может.

Пора признаться: все эти сложности, возникшие у Ашоки с героями реформ и гражданских войн, — не что иное, как плод нашего воображения. Неру описывает правление Ашоки и его преемников исключительно в светлых тонах. Вот только его со­общение об эмиграции индийцев в Индонезию несколько сму­щает — от хорошей жизни люди не снимаются с насиженных мест и не отправляются «за тридевять морей». Да и религии, проповедующие отрешенность от мира, получают обычно ши­рокое распространение отнюдь не в эпохи расцвета. Правда, кому знать как не нам, что в периоды реформ популярность та­ких религий действительно повышается. С учетом этих сооб­ражений мы склонны смотреть на эпоху Ашоки больше глаза­ми не Джавахарлала Неру, а Льва Николаевича Гумилева (рекомендуем вам его книгу «География этноса в исторический период»). Гумилев пишет о грандиозном, массовом моральнопсихологическом надломе, которым отмечена эта эпоха, над­ломе, в значительной степени обусловившем успех буддизма.

mozahara.jpg
2381-002954-f40421960fa64da3d5d7d95869977cf4.jpg