Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 63

Да, человек мог выслужить для себя (или своих наслед­ников) достойное место. Но человеком в полной мере счи­тался лишь полноправный римский гражданин, а таких было меньшинство. Рабы юридически считались вообще не людь­ми, а «говорящими орудиями» — двуногим скотом (жесто­кое обращение с рабами иногда осуждалось, но в общем на тех же основаниях, что и жестокое обращение со скотом). Свободные люди — не римские граждане частенько балан­сировали на грани превращения в «говорящее орудие», чаще всего в связи с недоимкой по уплате налогов. Продажа недо­имщиков или членов их семей в рабство была обычной прак­тикой тогдашних налоговых инспекторов-мытарей. Пример библейского персонажа-мытаря (до того как он стал учени­ком Христа) — евангелист, апостол Матфей. Римский граж­данин не мог быть продан в рабство за долги — это было законодательно запрещено на очень ранних этапах истории Рима. Более того, он мог рассчитывать на материальную под­держку государства, даже не служа. Возможно, имелось в виду, что, не служа сам, он в качестве отца семейства гото­вит своих детей к службе отечеству. Кроме того, даже обни­щавший римлянин участвовал в выборах должностных лиц, то есть вносил свою лепту в управление государством.

Так что римская рабочая модель поведения гражданина своим логическим дополнением имела бесправие большин­ства. В качестве рабочей модели поведения этому большин­ству предлагалось лишь повиновение, основанное на страхе перед могуществом Рима.

Но со временем выяснилось, что этого могущества недо­статочно, чтобы держать в повиновении покоренные народы.

Опять же — стало убывать могущество государства, значи­тельная часть граждан которого без его помощи не могла себя содержать. Да и к какой бы то ни было службе эта все увели­чивавшаяся в числе категория римских граждан была непри­годна. Пришлось давать права гражданства представителям покоренных народов. Процесс этот приобретал все более ши­рокие масштабы и завершился эдиктом императора Каракаллы, предоставлявшего всем его свободным подданным права римского гражданства. Реальное содержание этих прав к тому времени сильно уменьшилось. Почему — понятно. Качество было принесено в жертву количеству. Но реальное содержа­ние прав римского гражданина было тесно связано с вознаг­раждением за службу. А без достойного вознаграждения за службу теряла смысл рабочая модель поведения римлянина. И пошло-поехало! Императорские рабы стали пролезать в ми­нистры, представители ранее привилегированных сословий норовили записаться в рабы к влиятельным персонам, спо­собным защитить от чиновничьего произвола, в довершение всего варвары (сначала готы, а потом вандалы) взяли штур­мом Рим, империя пала, варвары стали элитой, а римляне — людьми второго сорта. Понятно, что в таких условиях созда­вавшие и поддерживающие римскую модель поведения Орга­низаторы Реальности потеряли почву под ногами. Их миссию взяли на себя Виртуальные Модельеры — интеллектуалы, по­шедшие на службу к христианской, католической церкви.

mozahara.jpg
1203633624_belgrad-2.jpg