Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 7

Вспомнив все эти факты из школьного курса истории, мы задали себе вопрос, который уже много столетий волну­ет историков, да и не только их: «А почему, собственно, речь идет только о Европе?». В самом деле, ведь такие страны, как Индия и Китай, тоже объективно были заинтересованы в том, чтобы самим контролировать пути своего экспорта в Европу. А экспорт был, традиционный и очень значительный по объему. Почему европейцы нашли дорогу в Индию и Ки­тай вокруг Африки, а не китайцы и индийцы дорогу в Евро­пу — тоже вокруг Африки? Почему не было китайских и ин­дийских колумбов и Магелланов?

И другой вопрос. Европейцы обогнули Африку в конце пятнадцатого века, а над Индией стали господствовать с во­семнадцатого, над Китаем — и того позже. Китай был мощ­ным процветающим государством, на территории Индии тоже имелись могущественные державы. Почему же эти государ­ства за три столетия не перехватили инициативу у европей­цев, когда те продемонстрировали возможность и преимуще­ства плавания в открытом океане? Ведь одни европейцы перехватывали эту инициативу у других — речь идет об анг­личанах и голландцах, бывших грозой испанских и португаль­ских заморских владений.

Простой ответ, который дают на эти вопросы учебники, сводится к следующему.

В Западной Европе эпохи Великих географических от­крытий зарождался новый прогрессивный общественный строй — капитализм. (Несмотря на смену идеологических ориентиров тезис этот остается в общем неизменным. То, что капитализм того периода был явлением прогрессивным, при­знают как противники капитализма нынешнего, так и его убежденные сторонники.)

Прогрессивный (для своего времени или вообще для всех времен и народов) капитализм дал Западной Европе средства для господства над Мировым океаном, а через господство над Мировым океаном — и над миром вообще. Разумеется, в школьной программе в основном идет речь о материальнотехнических средствах, ведь их гораздо проще оценить, чем средства духовные. Поэтому о средствах материально-техни­ческих и пишут в первую очередь во всех школьных учебни­ках истории — пишут и будут писать, независимо от смены идеологических и политических ориентиров.

n86n-s09.jpg
DSC00459-vi.jpg