Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 48

Давайте-ка немного притормозим поток нашего созна­ния. Не слишком ли мы быстро перешли от религии к ком­пьютерам и создаваемым с их помощью виртуальным моде­лям? Совместимы ли вообще эти понятия? В средневековой (пока еще) Западной Европе среди людей, годящихся по воз­расту в дедушки Генриху Мореплавателю, мы нашли бы, по крайней мере, одного человека, который ответил бы на этот вопрос утвердительно. И не только ответил, но на практике доказал, что можно использовать компьютер для решения религиозно-нравственных проблем. Звали этого человека Раймунд Луллий, в молодости он сделал карьеру блестяще­го поэта при дворе арагонского короля (так что они с Генри­хом Мореплавателем были не только почти современника­ми, но и почти что земляками). Затем жуткая романтическая история заставила его бросить светскую жизнь и вступить во Францисканский орден. В качестве брата-францисканца Луллий, презирая опасности, занимался проповедью хрис­тианства в Северной Африке, где и сподобился принять му­ченическую кончину. Как видите, этот Виртуальный Моде­льер отнюдь не чуждался проблем и страстей мира реального. Компьютер Раймунда Луллия был деревянным, с ручным приводом; его быстродействие, объем памяти и прочие па­раметры соответствовали материалу, из которого он был сде­лан, а также общему уровню передовых западных техноло­гий рубежа XIII и XIV столетий от рождества Христова. Тем не менее, современные авторы признают это устройство ком­пьютером — дедушкой (прапрадедушкой) современных вы­числительных машин. Представителям старшего поколения компьютер Луллия напомнил бы скорее круглую логариф­мическую линейку или фотоэкспонометр с вращающимися дисками (юных читателей, не знающих, что это за предметы, отсылаем за консультацией к дедушкам и бабушкам). С по­мощью своего компьютера Раймунд Луллий искал (и на­ходил) ответы на весьма актуальные для тогдашнего за­падного общества вопросы. Например, на такой: «Поче­му добрый и всемогущий Бог допускает существование в мире Зла?». Говоря об актуальности подобных вопросов, мы не иронизируем. Неудовлетворительное решение таких вот отвлеченных философских проблем было чревато страш­ными массовыми нравственными надломами, которые про­являлись в форме так называемых «народных ересей», по­давляемых с помощью массовых же репрессий. Тем, кто интересуется этими вопросами, рекомендуем книги Льва Ни­колаевича Гумилева. (Впрочем, может быть и для вас, чита­тель, этот вопрос достаточно актуален. Ответ — разумеет­ся, упрощенный — сводится к следующему: Бог, будучи не только всемогущим, но и добрым (всеблагим), не может от­нять у своих созданий высшего дара — свободы воли; но сво­бода воли предполагает возможность альтернатив, выбора, в частности выбора между добром и злом; уничтожив же зло, Бог обесценил бы лучший свой дар человеку — свободу. Эта проблематика очень ярко обрисована в рассказе Г. К. Чес­тертона «Злой рок семьи Дарнуэй» из серии, посвященной отцу Брауну — католическому священнику, совмещающе­му пастырское служение с деятельностью детектива-люби­теля. Тех, кто хотел бы более подробно узнать о компьютере Раймунда Луллия, отсылаем к книге В. В. Бирюкова «Жар холодных чисел и пафос беспристрастной логики».)

phpThumb_generated_thumbnailjpg.jpg
DSC00459-vi.jpg