Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 46

В середине двадцатых годов группа психологов, работав­ших в Средней Азии, предложила местным хлопкоробам ре­шить следующую интеллектуальную задачку.

«Известно, что хлопок не растет в холодном и влажном климате. Известно также, что в Англии холодный и влаж­ный климат. Как вы думаете, растет ли в Англии хлопок?»

Ответ был единодушным:

«Незнаем. В Англии не бывали. Надо спросить у тамош­них людей (вариант — у тамошних стариков)».

Очень может быть, что почтенным дехканам вопрос по­казался глупым и праздным. Как растет хлопок у них, они знали очень хорошо, опыт его выращивания столетиями пе­редавался от отца к сыну. А как в Англии? Это забота англи-Х чан. Рассуждать о вещах, находящихся за пределами их обы­денной реальности, хлопкоробы явно не умели, да, по всей видимости, и не хотели. Есть серьезные основания предпо­лагать, что Виртуальные Модельеры в этой среде могли бы рассчитывать в лучшем случае лишь на статус безвредных тихопомешанных.

А как в Индии? Обратимся к Неру. Вот что он пишет об индийских Виртуальных Модельерах и касте брахманов, к которой они, как правило, принадлежали:

«В Индии, как и в Китае, ученость и эрудиция всегда были в большом почете, так как ученость предполагала и высшие знания, и добродетель. Правитель и воин всегда скло­нялись перед ученым. В Древней Индии существовала те­ория, что власть имущие не могут быть вполне объективны­ми. Их личные интересы и склонности неизбежно должны были прийти в противоречие с их общественными обязан­ностями. Поэтому задача определения духовных ценностей и охраны этических норм возлагалась на класс или группу мыслителей, свободных от материальных забот и не имевших, насколько это было возможно, ни­каких обязанностей, с тем чтобы они могли рассматри­вать проблемы жизни в духе отрешенности».

n86n-s09.jpg
1203633624_belgrad-2.jpg