Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 33

«За несколько веков до Колумба, в 690 году, ирландские мореходы открыли Фарерские острова, а ирландские мона­хи около 795 года высадились в Исландии, которую в 860 году повторно откроют викинги. В 981 или 982 году Эрик Ры­жий достиг Гренландии, где норманнское присутствие сохра­нится до XV—XVI веков. Недавно обнаружили поразитель­ную карту, которая якобы показывала в 1440 году позади Гренландии, «Винланд», побережье Американского конти­нента. В 1291 году братья Вивальди прошли на двух гале­рах через Гибралтарский пролив и затем пропали без вести за мысом Джуби. Если бы им удалось обогнуть Африку, они бы на два столетия ускорили начало процесса Великих от­крытий».

Однако речь у нас с вами сейчас идет не о Европе, а об Индии, располагавшей, как мы видим, судами самого разно­го тоннажа — от крупного до мелкого и среднего.

Перейдем к общим оценкам.

Неру в уже приводившемся фрагменте пишет о процве­тающем индийском судостроении и приводит яркий факт строительства одного из флагманов британского военного флота в Индии, индийской фирмой.

Бродель подтверждает эту общую оценку, называет ин­дийские верфи «чудом из чудес» и приводит еще более по­казательные факты:

«...До победы пара около середины XIX века англичане использовали в азиатских морях суда только индийской по­стройки. Но ни одно из них не направлялось в Европу: анг­лийские порты были для них закрыты [надо понимать, что из опасения конкуренции английскому фрахту, как до этого из опасения конкуренции для английских текстильщиков границы Англии были закрыты для индийских тканей]. В 1794 году война и острая нужда в перевозках заставили на несколько месяцев снять запрет. Но в Лондоне появле­ние индийских судов и моряков вызвало столь враждебную реакцию, что английские купцы быстренько отказались от их услуг».

mozahara.jpg
DSC00459-vi.jpg