Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 31

Мы же, нисколько не умаляя ее роли в истории Великих географических открытий, заметим, что для господства в оке­анах нужны не только легкие разведывательные суда, но и корабли другого типа, в частности крупнотоннажные. Рас­полагала ли Европа эпохи Великих географических откры­тий такими судами? Согласно информации, поступившей от Фернана Броделя, да, располагала.

В XV веке генуэзские каракки имели водоизмещение в 1500 тонн. В XVI веке морские гиганты, португальские ка­ракки, водоизмещением до 2 тыс. тонн могли брать более 800 человек команды и пассажиров.

Но морские гиганты часто могут уступать в рентабель­ности судам меньшего размера, подобно тому как железно­дорожные составы сплошь и рядом оказываются менее рен­табельными, чем автопоезда. Посмотрим, что пишет Бродель об ассортименте судов, обеспечивших Европе преимущества в морских перевозках:

«...Вплоть до последних дней парусного мореходства по морям плавали очень небольшие суда — в 30, 40, 50 тонн. Только около 1840 года применение железа позволит стро­ить более крупные корпуса. До этого корпус водоизмещени­ем в 200 тонн был правилом, в 500 — исключением, а в 1000 или 2000 тонн — курьезом».

Итак, речь идет о широком ассортименте судов, пре­имущественно среднего и малого тоннажа. Но для неко­торых ситуаций нужны и суда-гиганты. (В наше время нефтяные супертанкеры необходимы, но они — не самый распространенный тип морского судна, вызывающий к тому же постоянную тревогу у экологов.) Речь идет, разумеется, о широком ассортименте не только по признаку тоннажа. Типы кораблей постоянно модифицировались и изменялись. В известном смысле эпоха Великих географических откры­тий продолжалась чуть ли не полтысячелетия. Последний ее крупный эпизод — открытие в 1820 году русскими мо­реплавателями Φ. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым Антарктиды. Незадолго до этого произошли знаменитые кругосветные путешествия Джеймса Кука. Крупные геогра­фические открытия в полярных водах имели место уже в двадцатом, теперь прошлом, столетии. За это время мно­жество славных кораблей уступили свое место другим — более современным и совершенным. Даже корабли экспе­диции Христофора Колумба не были каравеллами «клас­сического» типа (в том числе и флагман «Санта-Мария»).

phpThumb_generated_thumbnailjpg.jpg
index.jpg