Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 129

«Юношеский разгул, полуголодноеузаконенное бродяж­ничество (в мире, где целомудрие, трезвенность и stabilitas были религиозно-этическими ценностями) — все это допол­нялось и закреплялось особой литературой: песнями подма­стерьев, школярской поэзией, лирикой бродяг-вагантов. А в этой литературе переворачивалось и высмеивалось все то, что составляло ценности зрелого общества. Инициации (с их обычным дополнением — пирушкой) означали грань, когда человек порывал свою связь с хтоническим миром, ми­ром природных сил, и вступал в лоно законопослушания».

То есть, если сказать проще, средневековый Запад призна­вал за человеком право, моральное право, «перебеситься» в юности, прежде чем «вступить в лоно законопослушания».

Конфуцианские ученые чиновники за человеком такого права не признавали. И даже, кажется, сумели убедить зна­чительное большинство, что такого права у них и вовсе нет. Во всяком случае, к такому выводу приходят ученые, изуча­ющие китайское народное искусство. Характерно, например, что тема сыновнего почтения очень сильно потеснила в нем тему несчастной любви.

Ученые чиновники просто не могли дать рядовому китайцу время «перебеситься». С самого детства он должен был быть твердо поставлен на рельсы законопослушания. Иное грозило разладом функционирования того гигантского человеческого муравейника, которым на протяжении тысячелетий был Китай.

Представьте себе грандиозность этой задачи — убедить миллионы людей в том, что у них нет права на радости и со­блазны лучшей поры жизни. И предложить им вместо этого неустанный труд и гарантированное место в гигантском че­ловеческом муравейнике.

Но человек — не муравей. И если в реальной жизни ему уготована муравьиная участь, он должен получить компен­сацию. Получить в виртуале, коль скоро в реальной жизни это невозможно.

n86n-s09.jpg
index.jpg