Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 128

Вот такие заботы были у ученых чиновников. Следить за тем, чтобы жизненная практика (отнюдь не бессмысленная и веками не устаревающая) не вышла из накатанной конфу­цианской колеи. И возвращать в эту колею выбившуюся из нее жизненную практику — реальную жизнь. Им трудно было отрешаться от действительности — слишком много усилий приходилось прилагать для того, чтобы действительность эту организовывать. Так что конфуцианские ученые чиновники были, прежде всего, Организаторами Реальности. Впрочем, именно в этом качестве они создали и интереснейшие вирту­альные модели — в философии, литературе, живописи, при­кладном искусстве и даже — в кулинарии. (Китайская кухня принадлежит в значительной степени виртуалу — русский че­ловек, который пробовал есть китайскими палочками, несом­ненно, с нами согласится. Особенно когда речь идет о парад­ном обеде из ста блюд, большинство из которых воображению дают гораздо больше, чем желудку.) Виртуальные модели ки­тайской цивилизации играли огромную практическую роль в гуманитарных технологиях ученых чиновников. Они давали виртуальную компенсацию огромному большинству китайцев, которых в реальной жизни приучали к ограничению потреб­ностей. Ибо без такого добровольного и полудобровольного ограничения потребностей Поднебесная очень быстро превра­тилась бы в банку с пауками. Впрочем, так и происходило во времена смут и нашествий-.

Самой важной виртуальной моделью китайской цивили­зации была счастливая старость.

Подозреваем, что в этом месте читатель нас не поймет. Почему это старость — виртуал? Конечно, это уже своего рода финишная прямая жизненного пути человека (прямая в благополучных обществах достаточно продолжительная, но все же финишная). Но и на этой финишной прямой человек функционирует, и часто вполне плодотворно, в реальном мире. При чем здесь виртуал? Что ж, придется уточнить. Мы говорим не просто о старости, а о китайской счастливой ста­рости. А китайская счастливая старость — это не просто обеспеченная старость. Это некий рай на земле, к которому человек идет всю жизнь, перенося тяготы других, менее сча­стливых периодов жизни. Мы не оговорились, называя дру­гие периоды жизни китайца менее счастливыми. Но позволь­те, скажет читатель, ведь самой счастливой порой жизни принято считать юность. Даже вполне традиционные цивили­зации, такие как средневековая западная, признавали особые права юности. Вот что пишется об этом в книге A. JI. Ястребицкой «Западная Европа XI—XIII веков»:

phpThumb_generated_thumbnailjpg.jpg
DSC00459-vi.jpg