Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 121

Эпизод вполне в конфуцианском духе. За исключением од­ной детали. Властные полномочия берет в свои руки женщи­на. К власти женщин конфуцианцы относились крайне не­одобрительно, даже если эта власть осуществлялась не прямо, а косвенно. Одна из важнейших конфуцианских заповедей, адресованная главе государства, гласит: «Не слушай того, что тебе говорят жена и наложницы». В связи с этим вспом­ним, что адмирал Чжэн Хэ был евнухом императорского гарема. А надо сказать, что эта специфическая категория людей в том, что касалось влияния на политику, иногда кон­курировала с конфуцианскими чиновниками. При этом сле­дует учитывать, что императорские евнухи имели самое не­посредственное отношение к наиболее интимным сторонам жизни главы государства. (Можно предположить, что опре­деленную роль в этом могли играть элементы взрывчатости, которые присутствуют порой в жизни и менее многочислен­ных семейных коллективов, чем императорский гарем.)

Чжэн Хэ был, к тому же, мусульманином. Мусульманином был и посол, доставленный в Ормуз флотом адмирала. Можно предположить, что и другие представители этой конфессии име­ли отношение к экспедициям адмирала Чжэн Хэ. Надо сказать, что конфуцианство отличалось, как правило, большой веротер­пимостью. Характерно в этом отношении изречение Конфуция: «Не важно — какие обряды вы выполняете, важно, чтобы вы делали это благопристойно». Но высшие посты в государстве должны были занимать лишь люди, прошедшие все ступени конфуцианских конкурсных экзаменов, получившие конфуци­анское образование и воспитание. Люди, целиком и полностью относящиеся к китайской конфуцианской цивилизации. Му­сульманин, сделавший карьеру в гареме, к этой категории лиц не относился. Весьма примечательно, что для того чтобы Ки­тай совершил рывок на просторы Индийского океана, именно такой человек и ему подобные должны были достичь высокого положения во властных структурах. Вообще-то, китайские уче­ные чиновники, как всякие хорошие чиновники, умели ради ин­тересов дела поступаться принципами. Так, в их практике известны случаи назначения на адмиральские посты пира­тов, а на генеральские — бандитов в целях борьбы соответ­ственно с пиратством и бандитизмом. Но то были исключе­ния, подтверждающие правило. А правило гласило, что Китаем могут управлять только ученые чиновники, независимо от того, кто сидит на императорском троне — отпрыск законной дина­стии, вождь степных варваров или китайский Стенька Разин. Поэтому, если к высшим постам в государстве и были допуска­емы люди других социальных категорий, то лишь в порядке ис­ключения, в связи с какими-то аномалиями в течении жизни. И как только эти аномалии устранялись, должны были быть устранены и «посторонние» люди, привлеченные для устране­ния аномалий, подобно тому, как удаляют швы — инородное тело — с зажившей раны.

n86n-s09.jpg
2381-002954-f40421960fa64da3d5d7d95869977cf4.jpg