Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 120

Впрочем, здесь стоит вспомнить высказывание Джавахарлала Неру об индийских Виртуальных Модельерах, по­шедших на поводу у жизненной практики:

«...Когда мысль утратила свою взрывчатость и созида­тельную силу и стала смиренным слугой отжившей и бессмысленной практики, бормочущим старые слова и боящимся всего нового, тогда и жизнь оказалась застой­ной, связанной и заключенной в тюрьму, созданную собствен­ными руками».

Давайте поговорим о созидательной силе и взрывчатос­ти конфуцианской мысли.

Конфуцианская мысль, безусловно, обладала созидатель­ной силой. А вот о ее взрывчатости говорить как-то не получа­ется. Не к лицу, мы бы сказали, конфуцианству взрывчатость. Ведь конфуцианство распространяло принципы семейной жизни практически на все сферы жизни общества. К этому в общем и сводится суть конфуцианства как рабочей модели человеческого поведения. Вероятно, большинство читателей согласится с нами, что взрывчатость семейной жизни противо­показана. Даже если речь идет о современной семье, в которую проникли новейшие концепции человеческой свободы. Что же говорить о семье патриархальной, глава которой не только при­зван пресекать всяческую взрывчатость, но и обладает для это­го действенными средствами? Яркий тому пример дает нам русекая литература. Вспомните «Капитанскую дочку» Александ­ра Сергеевича Пушкина. Мать главной героини этого произ­ведения, жена коменданта Белогорской крепости, считает сво­им долгом по мере сил помогать мужу в управлении вверенным ему гарнизоном. При этом означенная достойнейшая дама ру­ководствуется принципами семейными и патриархальными, ко­торые предписывают строго пресекать всяческие проявления взрывчатости. Примерена суд матушки-комендантши вынесен случай драки («в бане из-за шайки горячей воды»). Вердикт: «Разберись, кто прав, кто виноват, да обоих и накажи».

mozahara.jpg
DSC00459-vi.jpg