Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 117

Скорее всего, мы уже нашли ответ на вопрос, давало ли конфуцианство возможность активно действовать в реально­сти, одновременно отрешаясь от нее. Самоубийственная док­ладная, безусловно, есть форма отрешения от жизни — по крайней мере, от своей собственной жизни. В то же время такая форма отрешения от жизни позволяет активно по­влиять на ее течение, изменить его, подправить, направить в правильное русло. И в большинстве случаев мотивом для авторов таких докладных было именно стремление направить уклонившуюся жизненную практику в правильное русло.

При этом считалось само собой разумеющимся, что жерт­вующий собой чиновник знает, какое течение жизни являет­ся правильным, а какое — отклонением от нормы. И, соот­ветственно, критерий нормы достаточно очевиден. Надо сказать, что конфуцианство давало такой критерий: им была сложившаяся веками жизненная практика. Именно возвра­щение к традициям было лозунгом большинства крестьянс­ких восстаний в Китае. По этому поводу некий западный ис­торик сказал, что Китай — наиболее мятежная и в то же время наиболее консервативная из всех стран мира.

Вот так — наиболее мятежная и в тоже время самая кон­сервативная. Это означает разрушение (частенько до осно­вания) неправильного нового, а затем — построение в со­ответствии с заветами предков правильного старого, в соответствии с великим консервативным учением Конфу­ция. Мы не иронизируем — учение действительно великое, позволившее выжить одной из интереснейших цивилизаций Земли и решившее массу практических проблем, от создания дееспособного компетентного государственного аппарата до социального обеспечения. Вот что говорится о конфуцианс­кой системе социального обеспечения в романе Вячеслава Ры­бакова «На чужом пиру» (Вячеслав Рыбаков — не только по­пулярный писатель-фантаст, но и профессиональный историквостоковед, так что его описаниям доверять можно).

phpThumb_generated_thumbnailjpg.jpg
index.jpg