Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 115

Главными предметами на экзаменах на чин были класси­ческая китайская литература и философия — конфуцианская философия. Живший две с половиной тысячи лет назад Кон­фуций считался гением-покровителем ученых чиновников, как, впрочем, и всех китайцев вообще. О сути конфуцианской философии лучше рассказать, отвечая на второй, поставлен­ный в начале этой главы вопрос. Давайте перейдем к нему.

Итак, вопрос второй: можно ли было в рамках структур, созданных китайскими учеными чиновниками, активно дей­ствовать в реальности, одновременно отрешаясь от нее. Те­перь мы можем этот вопрос сформулировать несколько ина­че: позволяло ли конфуцианство найти компромисс между потусторонностью и «посюсторонностью», делавший столь эффективными такие рабочие модели человеческого пове­дения, как буддизм и католицизм.

Для этого надо сказать несколько слов о доктрине Кон­фуция, определявшей принципы отношений человека и го­сударства, в тогдашней интерпретации — подданных и го­сударя. Доктрина эта была стержнем конфуцианской философии и сводилась в самых общих чертах к уподобле­нию государства большой патриархальной семье, в которой император играет роль заботливого отца, а подданные — по­слушных, почтительных детей.

Император для блага своих детей-подданных может на­казывать их. Надо сказать, что традиционный китайский мен­талитет берет в расчет личность лишь как элемент коллек­тива. Поэтому благо подданных понимается как общее благо, то есть благо общества. Ради него лица «с отклоняющимся поведением» могут быть даже и казнены.

Подданные обязаны императору сыновней почтительно­стью и послушанием.Но если император злоупотребляет своей властью или обращает ее во зло, он может быть «ли­шен родительских прав» посредством народного восстания. Право на восстание народа против тиранической власти конфуцианская концепция государственности признава­ла задолго до американской Декларации независимости. Как мы уже говорили, такие восстания часто готовились и возглавлялись учеными чиновниками. Практиковались ими и более мягкие меры воспитания главы государства, на­пример, в виде диссидентских докладных, о которых мы тоже говорили. Докладные эти не были, разумеется, явлением по­вседневным, но даже отдельные примеры такого рода имели громадный общественный резонанс, потому что засекречи­вать подобные документы было не принято. Траурные цере­монии в этих случаях принимали характер своеобразных чи­новничьих демонстраций и забастовок, которые немногие императоры решались проигнорировать.

phpThumb_generated_thumbnailjpg.jpg
index.jpg