Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 113


Китайские ученые чиновники

(дополнительная информация к размышлению для Прогрессора Востока)

Итак, перейда к проблеме Виртуальных Модельеров, Про­грессор Востока запрашивает информацию о китайских уче­ных чиновниках. Это вполне оправдано. Настоящие ученые все­гда создают в виртуале какие-то модели реальности. Китайские чиновники, будучи чиновниками учеными, вероятно, должны были создавать структуры для функционирования ученых. В этих структурах могли функционировать и ученые в полном смысле этого слова — Виртуальные Модельеры.

Анализируя информацию о китайских Виртуальных Мо­дельерах, Прогрессор Востока должен вспомнить результа­ты анализа информации об их индийских коллегах. При этом на первый план выходят следующие два вопроса.

Вопрос первый: были ли структуры китайских ученых чиновников достаточно открытыми, какова была кадровая политика руководителей этих структур, не мешали ли ка­кие-нибудь социальные перегородки эффективному подбо­ру кадров?

Вопрос второй: можно ли было в рамках этих структур одновременно отрешаться от реальности и активно в ней дей­ствовать — как это было возможно в рамках буддийских (и католических) структур?

Начнем с первого вопроса.

Структуры китайских ученых-чиновников были доста­точно открытыми. Можно даже сказать, что в этом отно­шении они не имели себе равных среди аналогичных структур так называемых традиционных обществ. А китайское об­щество, по крайней мере, до девятнадцатого века, было не просто традиционным, а своего рода эталоном традицион­ного общества.

Китайская бюрократия пополняла свои ряды с помощью сложной, многоступенчатой системы конкурсных экзаменов. В них мог участвовать любой подданный Поднебесной муж­ского пола, представивший справку от местной власти или соседей о благонамеренном поведении и благопристойной родословной — отсутствии в роду рабов, проституток, акте­ров и некоторых других презираемых социальных категорий. Пройдя начальную ступень отбора, человек получал первый чин. Чин этот освобождал своего обладателя от телесных на­казаний, подушной подати и некоторых других неприятных сторон жизни рядового китайца. Открывал он путь и на го­сударственную службу на низших должностях типа писаря, а также на учительском поприще. А главное, этот первый чин давал возможность принять участие в последующих сту­пенях экзаменов. Достигшие высшей ступени получали дос­таточно серьезные должности, в том числе и в учреждении, которое иногда называют китайской Академией наук. (Речь идет, конечно, о старом Китае, современный Китай имеет вполне современную Академию наук.) Более того, тот, кто достигал этой вожделенной для многих ступени, мог стать даже зятем императора (гаремы китайских императоров по­ставляли для этого достаточно материала).

mozahara.jpg
1203633624_belgrad-2.jpg