Реклама

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Раздел 1

Беспалов Ю.Г. Эпоха великих географич открытий. Страница 101

Вот так, навстречу испанским галионам, груженным американским серебром, спешили китайские джонки.

Отдельного описания заслуживает манильский галион. Его водоизмещение достигало 2000 тонн, корпус, изготов­ленный из особо прочных сортов дерева, не брали двадцатифунтовые ядра — самый крупный калибр тогдашней морс­кой артиллерии; численность экипажа составляла порой более тысячи человек.

Китайцы отнюдь не отставали в области кораблестрое­ния. Уже в XIV веке они располагали четырехпалубными джонками, корпус которых был разбит на водонепроницае­мые отсеки, мачты — числом от четырех до шести — несли до 12 больших парусов, сделанных из бамбуковой дранки, соломенных или камышовых циновок. Европейские моряки давали высокую оценку этим парусам, отмечая, что они при­дают китайским судам хорошие мореходные качества. Дру­гой важной технической деталью, обеспечивавшей эти ка­чества, был навесной руль. С XI века китайцам был известен магнитный компас, XIII—XIV веками датируются первые упоминания об артиллерии, в частности, о морской и крепост­ной. Экипаж китайских морских гигантов достигал, как и у манильских галионов, тысячи человек.

Впрочем, не морские гиганты делали погоду в эпоху па­русного флота. Ранее мы уже говорили об этом, ссылаясь на Фернана Броделя, отмечавшего, что наиболее распростра­нены были суда водоизмещением в несколько сот тонн. Ки­тайцы располагали в достаточном количестве и такими. Вот их описание, данное английским моряком:

«Китайские джонки — низкобортные, простые, грубо построенные, но прочные и вместительные, грузоподъемно­стью каждая примерно 200 тонн. Они имеют две мачты не­обычной толщины, сделанные каждая из цельного ствола или цельного бруса, на каждой — большой квадратный парус, удобный для плавания при попутном муссоне, обычно из рас­щепленного бамбука, соломенных или камышовых циновок, паруса китайских джонок сделаны так, чтобы могли легко поворачиваться вокруг мачт, и образуют с бортом кораблей столь острый угол, что весьма хорошо ловят ветер, невзирая на малую осадку джонок».

mozahara.jpg
0003rd6e.jpg